Вам доводилось видеть, как ребёнка отчитывают за то, что он кого-то ударил, что не хочет давать свою игрушку и т.п.? Или может быть вы сами так делали?
Именно так из ребёнка делают потенциальную жертву. Человека, живущего с бессознательным чувством вины. Человека, для которого отстаивать свои интересы и чего-то добиваться в жизни означает мало того, что испытать стресс с самого начала (это нормальная реакция), так еще и в результате получить не всплеск эндорфинов и серотонина (здоровая реакция), а всплеск кортизола (гормона стресса).
Будет человек чего-то достигать, если в результате он получает не удовольствие, а стресс? Ответ очевиден.
Как это работает?
Три гормона:
норадреналин — гормон «хищника»,
адреналин — гормон «жертвы»,
кортизол – гормон стресса.
В стрессовой ситуации вырабатываются все эти гормоны. При этом, норадреналин является предшественником адреналина. Чем выше уровень кортизола в крови, тем быстрее норадреналин конвертируется в адреналин. Тем быстрее реакция из состояния «хищник» перейдёт в состояние «жертва».
Когда ребенок не хочет отдавать свою игрушку, готов за неё драться или готов силой забрать чужую, это норадреналиновая реакция, реакция хищника.
Но ребенку говорят, что так делать нельзя. Хуже того, еще и наказывают за это, тем самым еще больше повышая уровень кортизола, а значит – формируют модель, при которой организм очень быстро переходит в адреналиновую фазу с его стандартными моделями поведения:
– убежать,
– замереть (притвориться мертвым),
– атаковать в режиме защиты (цель – не победить, а лишь отбиться от чужой атаки, после чего включится один из более ранних режимов – бегство или замирание.
В итоге, в стрессовой ситуации ребенок начинает себя тормозить, плюс страх наказания. Как результат, реакция из норадреналиновой переходит в адреналиновую.
Дело за малым — регулярно запрещать ребенку проявлять норадреналиновую реакцию, реакцию хищника, а уж реакция и шаблон жертвы сформируется сам собой.
(с) Роман Зеленов, 28.10.2017
– эксперт по восстановлению ресурсов тела и психики,
– 20+ лет изучения, практика с 2016 года, 2000+ часов консультаций
Комментарии в ВК:
Юлия: А что в этом случае надо сказать ребенку?
Радик: Круто. Подсознательно, подерживаю своего ребенка в таких вопросах.
Павел: у нас пол страны, такое ощущение, выросли, как будто их не наказывали за забирание игрушки в песочнице. И что мы имеем? Может как-то поконкретнее? А то получается, что хапать все, до чего рука дотянется, свое ли, чужое, это хорошо
Роман Зеленов: Юлия, как минимум, не заставлять отдавать игрушку, если не хочет; объяснить, что если он сам не хочет давать свои игрушки поиграть другим детям, то и другие дети не должны ему их давать; не обвинять его самого (т.е. обсуждаем ситуацию, а не самого ребенка) и т.д.
Андрей: Очень интересная тема. Реально сложно удерживать свои реакции. Контролировать их. Я стараюсь ребенка вообще не ругать за любую активность…
Роман Зеленов: Павел, выше уже Юлии ответил: «объяснить, что если он сам не хочет давать свои игрушки поиграть другим детям, то и другие дети не должны ему давать свои». Т.е. не заставлять его делиться, а сделать так, чтобы он сам был в этом заинтересован. В первом случае — чужая воля (его заставили), во втором — своя воля (он сам решил, какой вариант для него лучше).
Радик: Роман, именно так стараемся делать. Дети более искренние и уверенные в себе.
Юлия: Своей малявке не запрещаю жадничать и когда она хочет, сама делится. И это ей доставляет удовольствие. Сама воспитана в таких условиях и приходится пахать над этим, дабы искоренить.
Антон: Очень интересная статья! Мне очень понравилось изречение другого автора: «норадреналин – гормон ненависти и вседозволенности».
Роман Зеленов: Антон, для того, чтобы всё это не превратилось в деструктивное поведение, нужно уметь обращаться с этим инструментом, как и с любым другим. Ребенку же с самого детства о нём даже думать запрещают — нельзя злиться, нельзя драться, нельзя ругаться, нельзя-нельзя-нельзя… Так каким образом он научится, если ему не давать такой возможности?! Это не конкретно вам вопрос. Мысли «вслух».
Антон: Роман, весь ответ мне «зашёл».
Роман: Очень логично. Получается, чтобы взрослому быть хищником, нужен не только тестостерон, но и норадреналин?
Роман Зеленов: Роман, да + дофамин.
Роман: Такие коктейли где-нибудь продаются, без тестостерона?)
Роман Зеленов: Роман, дело не в том, что норадреналина не хватает. Дело в том, что тормозит. С этим нужно разбираться, а норадреналина итак хватит. Тем более, что от него в высоких дозировках, как и от адреналина, и в морг можно раньше времени отправиться.
Ольга: Очень ценный и жизненный пост! Спасибо, Ром!
Другие статьи на тему воспитания детей:
Реакция родителей на детскую истерику, как предвестник будущих проблем
Женщина не может сделать из мальчика мужчину!
Одна из стандартных фраз, которые можно услышать, когда работаешь с людьми, звучит так: «Я не знаю, что делать...». Озвучиваться эта…
Тема, которая лично для меня очень актуальна. Особенно на фоне разных событий, которые, так или иначе, но всё равно тебя…
Стандартная история – человек понимает, что нужно делать, но не делает или не доделывает. Как результат, цель не достигается. В…
Зачастую, отношения между людьми портятся лишь из-за того, что они не понимают друг друга. Говорят одни и те же слова,…
Регулярно в том или ином формате натыкаюсь на идею, что каждый человек уникален от рождения. Эта идея такая приятная, так…
Когда я пишу тексты на тему отношений, в которых присутствует мысль о том, что женщине имеет смысл сделать что-то для…